По Промыслу Божиему. Ольга Романова

По Промыслу Божиему
(Удивительное рядом: реальные истории из жизни)

Введение

Совсем недавно покинул наш мир схимонах Паисий Святогорец (жил он на Святой горе Афон) — один из выдающихся старцев нашего времени, известный и почитаемый не только в Греции, но и во всем мире. Он говорил: «… мир станет сумасшедшим домом, будет царить полный хаос, каждое государство начнет делать все, что ему хочется.Мы все время будем узнавать что-ни будь новенькое, станем свидетелями самых невероятных, безумных событий. Благо,что они будут происходить очень быстро…» Ну и как тут среднестатистическому жителю не приуныть? Да и что мы можем изменить, от нас ничего не зависит, — многие ведь так думают. Но это не так, история не раз доказывала. И Священное Писание говорит, что даже крыло мухи имеет вес. Мысль материальна, тоже научно доказано. А уныние — смертный грех, так что на исконно русский вопрос :»Что делать ?»есть ответ — обращаться к Небу за помощью.
Я журналист, и по роду своей деятельности, объездила много городов и весей нашей необъятной Родины, и судьба сталкивала меня с удивительными людьми, которым Небо открыло свои объятия. Их рассказы я записывала, но, к сожалению, не все удалось сохранить… Свидетелем многого была и сама. Главное, я поняла, что в нашей жизни нет ничего случайного. Хотим мы того или нет, но все что происходит с каждым человеком, происходит с ним по промыслу Божиему.

Попутчик и др.

Много лет назад, еще в середине 90-х, я отправилась в свою первую командировку в Мурманск. Вагон был заполнен наполовину, а в моем купе, кроме меня не было никого, чему, конечно, я была рада. Но комфорт длился не долго. На одной из станций вошел мужчина лет 50. Понятно, что его появление не вызвало у меня никакого восторга. Вот если бы женщина, куда ни шло, можно ведь поболтать, а тут… и ехать довольно-таки долго… Дядька был бородатым, и я приняла его за полярника. Заметив мое выражение лица и все поняв, он очень по-доброму, даже как-то по детски рассмеялся, чем и снял напряжение… Мы разговорились … И как-то само собой темой беседы стала Вера в Бога, и как каждый из нас повернулся лицом к Храму. Оказалось, что Алексей, так звали моего соседа, возвращался домой, в Мурманск от своего духовника, который жил в небольшом городке в Новосибирской области. Отец В. спас его в свое время от самоубийства и больше уже не отпускал от себя… А довело его до отчаяния увлечение всякими «потусторонними» делами, ведь бум на все это как раз пришелся на 90-е, для нас этакая диковинка. Алексей и «подсел». Кончилось бы все весьма печально, если бы, по Промыслу Божию, он не встретился с батюшкой…
Алексей рассказал мне, какой совет дал ему отец В., чтобы не подпускать к себе любой «негатив», чтобы те, кто желают вам зла и даже невидимые недруги не смогли вам ничего сделать — читать Псалтирь, составленный еще в древние времена царем Давидом, особенно 90 -й псалом -«Живый в помощи Вышняго». Отец В. советовал читать его, а лучше выучить наизусть, 40 раз ежедневно. И если молиться с верой, можно почувствовать, какая великая сила у этой молитвы. А еще хорошо бы за один день всю Псалтирь, все 20 кафизм прочесть со вниманием, впитывая каждое слово. И после такой очистительной бани, вся мерзость покинет вас. Конечно, не все так просто. Нужно ходить в храм, ведь сказал батюшка Николай (Гурьянов) с острова Залит: «Кому церковь не мать, тому Бог не отец». Нужно участвовать в таинствах церкви, молиться, посты соблюдать, а самое главное — причащаться Тела и Крови Христовой …
Прошло много лет, а совет моего попутчика я не забыла. Как только начинается внутренний «раздрай» и подобные ему «прелести», беру себя в руки и читаю… Помогает… А недавно мне в руки попал оригинальный сборник писем к мирским особам великого оптинского старца Амвросия издания1908 г., где я нашла подтверждение сказанному. Батюшка, отвечая на одно из писем своего духовного чада писал:»…многие примеры показывают, что чтение с верой псалма «Живый в помощи…»ограждает читающих от многих опасностей, и если кто с верой на помощь Божию носит на себе написанный этот псалом, в этом нет ничего противного. У одного офицера была на шее икона святителя Николая, завернутая с написанным этим псалмом; пуля пробила платье, дошла до бумажки, но ни иконы, ни бумажки не повредила… Дивны дела Господни». А недавно, моя подруга, замечательный фотограф Люба Воробьева рассказала мне леденящую душу историю, которую, в свою очередь, поведала ей ее бабушка. Это тоже о 90-м псалме. Анисья, таким замечательным русским именем звали бабушку подруги, в детстве, вместе с другими детьми, ходила в «ночное», — пасла ночью лошадей. Было это в деревне Холодные ручьи в Оренбургской области. И вот, в одну из ночей дети увидели, что до того мирно пасущиеся лошадки, вдруг занервничали и стали сбиваться, плотно прижимаясь друг к другу, около костра. Анисья решила узнать, что случилось, встала и пошла к ним, выйдя из круга огня. Известно, что, если долго в темноте смотреть на яркое пламя, а потом отвернуться, несколько минут человек как будто слепнет, что и произошло с девочкой. Пройдя некоторое расстояние, ориентируясь только на звук испуганного ржанья, Анисья увидела, что вместе с лошадьми оказалась в полукруге, границей которого были ярко светящиеся огоньки, превращавшиеся на ее глазах в замкнутый круг. Волки… Еще мгновенье, и случится страшное… Это чувствовала и девочка и лошади. И тут ребенок превозмогая ужас и страх стал пламенно и истово, по словам самой Анисьи, читать 90-й псалом. И случилось чудо — волки постояли еще какое то время и тихо растворились в темноте, никому не причинив вреда. В родной деревне ей даже не сразу поверили, ведь такого просто не могло быть. А много лет спустя, дочь Анисьи поступала в институт и не успела выучить все билеты по истории. Мама пришла на помощь. Она посоветовала перед экзаменом читать этот псалом, и тогда ей обязательно достанется один из выученных билетов. Надо ли говорить, что именно так и произошло. Экзамен был сдан и поступление в ВУЗ состоялось.

«Суббота для человека, а не человек для субботы» и др.

В один из последних приездов в дорогую моему сердцу Оптину Пустынь, я познакомилась с очень милой женщиной. Звали ее Татьяна и была она из Питера. Нам обеим негде было остановиться на ночлег, и один из насельников монастыря определил нас на постой. До вечерней службы было масса времени, и мы решили отдохнуть с дороги, но сначала, немедленно подкрепиться. Разложив свои немудреные яства на столе, я, как обычно хотела прочитать молитвы и преступить к трапезе. Но Татьяна меня остановила. Мы вместе прочитали положенное правило, а затем она достала бутылочку с водой и начала кропить продукты. «Зачем все так усложнять», — подумала я, ведь мы, как и полагается, все сделали правильно. «Это Крещенская вода», — сказала моя соседка, увидев знак вопроса в моих глазах. «Разве такое возможно, ведь эта вода, — великая святыня и пить ее можно только натощак, страшно даже капельку пролить», — ответила я. «Все правильно, это — великая святыня, но мы, порой относимся к ней, да и к другим святыням как к сувенирам, поставим на полку около икон и ни-ни прикоснуться, святыня же», — ошеломила меня ответом Татьяна. «А забываем слова Господа, что суббота существует для человека, а не наоборот. Ты знаешь ведь про нашего великого старца Серафима Вырицкого?» «Конечно знаю, — ответила я, — и очень хочу побывать у него». Так вот. Батюшка Серафим был духовным отцом моей родственницы. И она то мне и рассказала, что он своих духовных чад благословлял каждый раз, когда они садились за стол, кропить трапезу Крещенской водой. И я стала так делать». И Татьяна поведала мне почему старец благословлял так поступать.
Отец Серафим говорил, что люди, сами того не ведая, довольно-таки часто болеют, потому что не призывают Божие благословение на свою еду, не молятся перед принятием пищи, не благодарят Бога после нее, даже не задумываясь о том, что через еду и природа и ангелы служат человеку, что она сама любовь Божия к своему творению. Поэтому не надо лениться, и перед трапезой усердно помолиться Господу, Божией Матери, пожелать друг другу Ангела за трапезой и пропеть тропарь святителю Николаю Чудотворцу. Вот в старые, добрые времена, наши деды и прадеды все делали с молитвой: и пахали, и сеяли и урожай собирали, и трапезу готовили. А ведь сейчас мы не знаем, кто, какие люди готовили те продукты, которые оказываются у нас на столе, ведь часто еда готовиться с мерзкими блудными, хульными, матерными словами, с проклятиями и руганью и др. Поэтому неукоснительно нужно кропить предстоящую трапезу Иорданской, т.е. Крещенской водой, ведь у нее великая сила все освещать. Вот и кушанья становятся чистыми и полезными для нас…

И еще о силе Крещенской воды

Батюшка Серафим Вырицкий советовал тяжело болящим людям пить ее по одной столовой ложке каждый час. Подобным образом поступал и Преподобный Амвросий Оптинский. Однажды он послал смертельно больному человеку бутылку со святой водой — и, к удивлению врачей, неизлечимая болезнь отошла. А Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой Богоявленской воды.
Удивительны ее свойства! Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что агиасма (святая богоявленская вода) в продолжение многих лет, остается нетленной, «бывает свежа, чиста и приятна, как будто только что была подчерпнута из живого источника».
Агиасма — не просто вода, имеющая беспредельную духовную значимость, но являет собой новое духовно-телесное бытие, неразрывную связь Неба и земли. Ее величают Великой агиасмой и по церковным канонам она может служить как бы низшей степенью Святого Причастия. Допустим, по каким-то вашим соделанным грехам, духовник накладывает на вас епитимию и не допускает на время к Святой Чаше, при этом разрешая вам употреблять Богоявленскую воду, с утра и натощак: «Точию агиасму да пиет». Кстати, многие, даже верующие люди ошибочно думают, что вода, освященная в Крещенский сочельник и вода, освященная в самый день Богоявления, две большие разницы, а на самом деле и ту и другую освящают одним и тем же чином великого водосвятия, т.е. — это одна и та же по своим чудесным свойствам вода — святыня, которая есть в каждом доме православного христианина. И ее бережно хранят в святом углу, рядом с иконами, т.е: Великая агиасма, Иорданская, Крещенская и Богоявленская вода — одно и то же.

«Не смей пить. Водку любишь, а Бога нет…»

Гуляя по монастырю, около ограды, за стенами Оптинской обители я увидели нетрезвого, понуро сидевшего мужчину лет 45, похоже, что собиравшего милостыню. Грустное зрелище. И вид у него был еще достаточно приличный: «Его Геннадием зовут, он здесь недавно. Из хорошей семьи, с научной степенью, биолог, кажется. Пристрастился к водке, жена сюда привезла. Тяжко ему. Снимают тут комнатку недалеко. Жена у него подвижница. Носится с ним как с дитем малым и верит, что любимый муж исцелиться. Не пускают его пьяным на территорию монастыря, вот и сидит тут, — сказала оказавшаяся рядом со мной паломница, много лет подряд приезжающая сюда, — Очень они на силу молитв Оптинских старцев надеются. А сколько сюда наркоманов, к отцу С. приезжало. Палаточные городки целые организовывали. Последняя инстанция для многих пьяниц, наркоманов, курильщиков монастырь стал. И ведь по вере своей исцелялись»
«Да уж, — согласилась я, — все эти излишества очень сильно омрачают жизнь окружающим, особенно родным и близким болящего. А какой ад в душе у самого пьющего или зависимого от наркотиков! А о. Сергия (Рыбко) я знаю. У него здесь, в Оптиной была моя первая в жизни исповедь, длившаяся почти всю ночь и запомнившаяся на всю жизнь. Теперь уже архимандрит Сергий недавно отошел ко Господу. Он нес службу в Москве в храме Сошествия Святого Духа на апостолов на Лазаревском кладбище.
«Знаете, ведь от пьянства и курения Амвросий Оптинский помогал! » — продолжила диалог женщина.
«Да, я читала об этом в его письмах, и вот мы здесь, рядом с батюшкой в его любимой обители… Можем помолиться у его мощей за страждущих от этого недуга, записочки подать. Собираясь сюда, я сборник с собой взяла, еще 1908 г. издания, — семейная реликвия, чтобы освобождающие от страстей советы старца из книги освятились целебным оптинским воздухом, а еще есть желание, книгу к мощам батюшкиным приложить»
Моя спутница оживилась, ей захотелось почитать и просто подержать в руках такую книгу. Мы решили продолжить прогулку вместе. Вскоре сели на лавочку недалеко от места погребения трех оптинских монахов, зверски и ритуально убитых на Пасху. В их усыпальницу деловито туда сюда сновали ласточки неся что то нужное в своих заботливых клювиках…и от этого зрелища на душе стало так радостно,ведь эти милые птахи всем своим весенним видом показывали нам, что несмотря на боль и обиды, горе и смерть, жизнь победить нельзя и вообще, смерти нет.
Итак. Письмо №164 Из собрания писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Часть первая, второе издание Козельской Введенской Оптиной Пустыни с дополнениями. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры 1908 г.
«… Если знакомая твоя пожелает избавиться от означенной немощи, то предлагай ей два средства: одно внешнее, а другое духовное. Внешнее — лечение травой «черногорка». Духовное же средство состоит в том, чтобы знакомая ваша обратила внимание на душевную тоску, от нетерпения которой повергается она немощи винопития. Один человек, страдающий и тоской и винопитием, избавился следующим образом: когда почувствует тоску, он уклонялся в тайное место и клал 33 поклона с молитвою: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», и тоска отступала. А когда тоска опять появлялась, опять делал тоже, и таким молением, при появлении тоски, совершенно избавился от винопития и от самой тоски. Другой человек избавился и от тоски и от винопития чтением Евангелия. А чтобы дело это было твердо и прочно, требуется искренняя и совершенная исповедь и раскаяние за всю жизнь, начиная с 6 лет…»
Думаю, что и от курения совет оптинского старца актуален и по сей день…Петербургский житель, Алексей Степанович Майоров, чрезмерно пристрастясь к курению табака, чувствовал от этого вред для своего здоровья. Когда советы его друзей против этой страсти оказались безуспешными, он написал письмо старцу Амвросию, прося заочно у него совета, как от нее избавиться. В ответ на его просьбу, старец прислал Майорову письмо от 12 октября 1888 г.
Из того же сборника. Письмо№ 88. «Пишете, что вы не можете оставить табак курить. Невозможное от человек возможно при помощи Божией; только стоит твердо решиться оставить, сознавая для него вред для души и тела, т.к. табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает телесное здоровье медленной смертью. Раздражительность и тоска — это следствие болезненности души от табакокурения. Советую вам употребить против этой страсти духовное врачество: подробно исповедайтесь во всех грехах с семи лет, и за всю жизнь, и причаститесь Св. Таин, и читайте ежедневно. стоя, Евангелие по главе, или более; а когда нападет тоска, тогда читайте опять, пока не пройдет тоска, опять нападет и опять читайте Евангелие.- Или вместо этого кладите, наедине, по 33 больших поклонов, в память земной жизни Спасителя и в честь Святой Троицы».
Получив письмо, Алексей Степанович, прочитал его и тут же закурил папироску, как он сам написал в своих записках, но вдруг почувствовал сильную боль в голове, а вместе и отвращение к табачному дыму: и ночью не курил. На другой день, по привычке, он пытался закурить четыре раза, но от сильной головной боли не смог глотать табачный дым. На этом все и закончилось, хотя раньше курил по 75 раз в день.
«Вот тогда то, когда стал чувствовать свою болезнь и познал свое бессилие к искоренению этой страсти, обратился я, пишет Майоров, заочно, по совету доб
рых людей к старцу о.Амвросию, с искренним раскаянием и просьбой его молитв обо мне.-Затем, когда я приехал к нему, чтобы лично его благодарить,он коснулся палочкой больной головы моей, и я, с тех пор, боли в голове не чувствую никакой».
«Знаете, — вспомнила я, — а ведь по молитвам многих наших старцев Господь избавлял пьющих от их тяжкого недуга. Я несколько историй знаю».
«Рассказывай, видишь Оптина навеяла», — улыбнулась Галина, так звали мою новую знакомую.
«Однажды, к одному священнику приехал из далека его старинный друг, чтобы тот помог ему избавиться от пьянства, он допился до такого состояния, что уже руки на себя хотел наложить. А священник этот был хорошо знаком со старцем о. Павлом (Груздевым). К нему то он и отвез бедолагу. Отец Павел, отличавшийся почти богатырским сложением, показал пьющему свой огромный кулак со словами «Не смей». И все. Одно старческое слово сказанное со властью, данной Господом, и человек забыл мучающий его грех навсегда. А другому человеку он во сне приснился и тоже строго запретил пить водку. Но он не принял сон всерьез. и попытался продолжить привычную жизнь со стаканом. Попробовал, а она в рот не лезет. И так несколько раз, пока не бросил. Более того, он стал приходить к вере, стал бывать в храме. Через некоторое время этот человек узнал об о. Павле и захотел побывать у него на могилке. Какого же было его изумление, когда на фотографии, прикрепленной к могильномукресту он узнал старичка, запретившему ему пить. Вообще, об о. Павле (Груздеве) в двух словах не расскажешь. Повезло ярославской земле, что был у нее такой могучий духовный воин. Да и сейчас есть. До сих пор чудеса на могилке творятся…
-Расскажу тебе еще случай из жизни своего любимого батюшке с о. Залита (Талабские острова) о. Николая (Гурьянова). Приехал на остров к о. Николаю сильно закладывающий за воротник товарищ и попал как раз на всенощную в храм Святителя Николая Мирликийского чудотворца. Стоит он с другими прихожанами и паломниками на службе. Когда нужно было производить каждение, батюшка, проходя мимо этого человека, вдруг ударил его ладонью по лбу.
«Водку — говорит, — любишь, а Бога — нет!» И дальше пошел. После службы идет этот приезжий по двору, а навстречу батюшка. И снова бьет его по лбу с теми же словами. И как отрезало. Больше этот человек не пил.
А совсем недавно я узнала об удивительном старце отце Зосиме (Сокуре). Служил он под Донецком, и еще в 1999 г., когда НАТО с Америкой бомбили Югославию, он предсказал страшную участь и своей земле. Тогда поверить, что украинская земля обагрится кровью своих жителей, просто невозможно было поверить. Но страшные предсказания сбылись. Славяне убивают славян. Но старец предрек и исход происходящему. Он говорил, что медведь русский спит, но, если проснется и возьмет в свою лапу дубину и размахнется, так и полетит вся Европа от святой русской дубины. Говорил, что беснование будет кругом и начнется все с Киева и до России дойдет, но Россия устоит и там будет очень большая благодать, что даже силы адовы не одолеют Русской Православной Церкви.

Так вот батюшка Зосима считал пьянство трагедией и для русских и для украинцев, ведь этот смертный грех не пускает человека в Царствие Небесное и человек никогда не избавиться от него, если сам или по молитвам близких не осознает, как низко пал. Особо печалился старец о женском алкоголизме и говорил, что женщины сейчас пьют и курят хуже мужчин. Он вспоминал слова апостола Павла: «не упивайтеся вином, ибо в нем есть блуд». И хоть батюшка и говорил, что грех не в самом вине, а в его излишествах, он считал, что лучше вообще не пить, что сухой закон — во славу Божию.

Мы сидели на лавочке разомлевшие от весеннего тепла, любуясь летающими прямо у нас над головами ласточками, которые совсем нас не боялись, почти растворившись в благодатном воздухе Оптиной… и говорили о пьянстве … Какой дикий диссонанс! Благодать и уродство. Надо еще в Скиту побывать, в келье батюшки Амвросия.
«Конечно, побывайте, — услышали мы мужской голос. Рядом с нами на лавочку присел отдохнуть интересного вида достаточно молодой человек: одет он был в потрепанное священническую одежду, на ногах -грубые ботинки, на голове -шапочка, а на груди -огромный железный крест. Рядом лежала котомка, из которой он левой рукой доставал семечки или сухарики, перекладывал их в правую, и радостно улыбаясь кормил мелких пташек, которые подлетали, садились на его раскрытую ладонь, брали лакомство и упархивали на близ стоящее дерево, съедали одну порцию и возвращались за новой.
«Еще древние отцы церкви говорили о тяжести этого греха, — вдруг начал разговор наш сосед по лавочке. Святые Иоанн Златоуст и Кирилл Философ написали трактат о вреде винопития. Преподобный Феодосий Печерский прямо говорил, что дьявол посылает бесов поучать христиан к пьянству. Так Ангелы поведали ему о том с великой печалью. Знаете, у нас в Почаеве крепко молятся за таких немощных грешниках — продолжил новый знакомый. И существует правило: сорок дней читать о болящем алкоголике Акафист Божией Матери «Неупиваемая Чаша». А на Псковщине служил один батюшка, о. Валентин Мордасов. Он благословлял в течение 40 дней пить натощак по глотку Крещенской воды. И если с верой это делать, Господь не оставит своей милостью. А сколько бывает исцелений от Иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша», вернее от двух икон, что в Серпухове — одна в мужском Высоцком монастыре, другая — в женском Владычном. Вот куда пьющим стремиться надо. Ну, паломничайте с Богом, — пожелал удивительный молодой человек и перекрестив нас, с улыбкой отправился дальше.

За скитом

Приехать в Оптину, и не побывать в скиту, в келье преподобного Амвросия было бы грустно, по крайней мере, мне. Но получилось, в один из приездов. Мне, как и другим паломникам, радостный монах нарисовал кисточкой крест на лбу маслицем из лампады. И на душе стало празднично. И какая-то легкость во всем теле. Идти обратно не хотелось. Я знала, что за скитом есть пруд и лес, а если пройти дальше, можно попить водички и набрать ее с собой из источника Преп. Серафима Саровского. Мне повезло, выйдя на улицу, я увидела паломническую группу, люди явно шли в нужном мне направлении, и я с их позволения к ним присоединилась. Могла бы конечно и одна пойти, но радостный монах меня радостно не благословил идти одной. Было раннее утро, лето только вступало в свои права и было прохладно, но солнце уже освещало наш монастырь. Идя по дороге вслед за другими, я углубилась в свои мысли и вдруг, просто остолбенела от открывшегося мне вида: зеркальная гладь пруда, а за ним — просыпался от сна лес. Картина была торжественно спокойной, и такой прекрасной, как будто то я прикоснулась к Вечности. Меня настолько поразила эта подсказка природы о бренности всего сущего и Величии Создателя, открывшейся мне в малой форме, фактически в детали, что само собой родились строки:
«Рыбы блеснула на раннем солнце своим серебром,
так, торжествуя на Землю спустился рассвет».

«Лес показал на рассвете Души красоту
Где-то споткнулось отчаяние…»
Заря простилась. Ветер стих.
Душа ликует…
Святого Лик в ручье прохладном отразился»

На обратном пути, проходя около высокой сосны, я услышала звуки, похожие на «цоканье». Я остановилась. Цоканье стало сильнее и даже как-то настойчивее. Повернув голову, увидела, что на одном со мной уровне глаз на сосне , задрав к верху хвост сидела белка и сверлила меня глазами. Мое умиление, практичная белка не оценила, она ждала, что сейчас я раскрою ладонь и угощу ее чем ни будь вкусненьким. Не дождавшись угощения, она еще раз высказала мне что-то нелицеприятное на своем беличьем языке и стремительно взлетела вверх, скрывшись в игольчатых ветках. Милый «глазастик». «Господи, благодарю Тебя за эти мгновенья счастья». Я шла по дороге к скиту и слушала, как оживает и просыпается лес, природа. Как радостно запели птицы. Поистине, «каждое дыхание да хвалит Господа…»
Возвратившись в монастырь, я с грустью осознала, что, увы, мое время закончилось и надо уезжать. Но как оторваться от такой благодати?! Я еще раз прошлась по территории, попрощалась с великими оптинскими старцами, приклонив колени у их мощей и попросив у них благословения на дальнейшую жизнь в мире, так не похожему на этот своим шумом, суетой, переполненными человейниками и другими прелестями современной цивилизации. До свидания, Оптина! «Прилепилось мое сердце к этому великому и святому месту узами неумирающей, святой любви и вечной благодарности… О, благословенная Оптина!»- писал когда-то Сергей Нилус. Разве можно с ним не согласиться!

Ольга Романова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *